Что такое ACEA?

ACEA (фр. Association des Constracteuis Europeen des Automobiles, англ. European Automobile Manufacturers Association) - ассоциация европейских производителей автомобилей.

Последняя версия Европейской классификации ACEA-2004 для легковых автомобилей состоит из двух классов:

- для бензиновых двигателей и дизельных двигателей легковых автомобилей;

- для двигателей с установленным дополнительным оборудованием.

Внутри каждого класса идет разделение на категории с различными эксплуатационными свойствами:

- четыре категории для класса бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей: A1/B1, A3/B3, A3/B4 и A5/B5;

- три категории С1, C2, C3 - для масел с ограниченным содержанием зольных элементов, фосфора и серы (SAPS oils) и двигателей с системами нейтрализации отработавших газов.

Таким образом, в новой классификации 2004 года «удалено» принципиальное разделение требований к маслам для бензиновых двигателей и к маслам для дизельных двигателей легкового транспорта. Категории A (бензиновые двигатели) и B (дизельные двигатели легковых автомобилей и фургонов) объединены в двойные, как например, A3/B3, что значительно сблизило с реальными условиями применения масел конечным потребителем. В классификации ACEA 2004 года введены новые категории так называемых low SAPS oils - масел с пониженным содержанием зольных элементов в своем составе и с ограничением по содержанию фосфора и серы. Предпосылки к введению нового класса были намечены уже в классификации ACEA 02, где требовалась необходимость сообщения о содержании серы, фосфора и хлора для обеспечения совместимости масел с катализаторами нейтрализации отработавших газов и улучшения экологических характеристик масел. Категории A2 и B2 с 2004 года отменены как устаревшие, и разрешены к использованию лишь для тех автомобилей (старых моделей), для которых рекомендованы масла подобных категорий.

Табл.1 . A/B: Классификация масел для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей.

A1/B1 - Масла, предназначенные для бензиновых двигателей, для легковых автомобилей и фургонов с дизельными двигателями, допускающими применение снижающих трение, энергосберегающих масел, имеющих пониженную вязкость (2,6-3,5 мПа*с) при высоких температурах и скоростях сдвига. Масла, имеющие данную классификацию, могут быть непригодны для некоторых двигателей. При применении необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации техническими справочниками.

А3/В3 - Масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для высокофорсированных двигателей (бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и фургонов) и/или для эксплуатации при увеличенных интервалах замены (согласно рекомендациям автопроизводителей), и/или для всесезонного применения маловязких масел, и/или для эксплуатации в тяжелых условиях, определяемых изготовителем двигателей.

А3/В4 - Масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для высокофорсированных бензиновых двигателей и дизельных двигателей с непосредственным впрыском топлива. Также применимы для дизельных двигателей легковых автомобилей и фургонов.

А5/В5  -  Масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для эксплуатации высокофорсированных двигателей (бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и фургонов) при увеличенных интервалах замены, допускающих применение снижающих трение, энергосберегающих масел, имеющих пониженную вязкость (2,6-3,5 мПа*с) при высоких температурах и скоростях сдвига. Масла, имеющие данную классификацию, могут быть непригодны для некоторых двигателей. При применении необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации техническими справочниками.

Что такое SAPS масла? Это масла, как уже указывалось выше, с ограниченным содержанием зольных элементов, а также серы и фосфора. Введение отдельного класса таких масел связано с установкой на современные автомобили специальных устройств (с целью обеспечения норм по экологии) - катализаторов нейтрализации отработавших газов, очень чувствительных к составу топлива и моторных масел, вернее к продуктам их сгорания, так или иначе попадающих в систему выхлопа. В результате сгорания топлива образуются окислы азота NOx, вода, углекислый газ CO2 , угарный газ СО, а также твердые углеводородные частицы CH (остатки несгоревшего бензина, а также «угоревшего» масла).

Катализатор имеет структуру, основу которой составляют комплексные соединения из благородных металлов (платина, палладий, родий), имеющие «активные центры», в которых и происходит «допревращение» отработавших газов до необходимых соединений, а именно, до СО2 , паров воды и N2 . Достаточно отметить, что производство катализаторов дорого, а их чувствительность к продуктам окисления и прежде всего сгорания топлива и моторного масла (вернее, присадок, входящих в его состав) очень велика. Соединения серы и фосфора входят как в состав топлива, так и в состав присадок, использующихся для производства моторных масел. Повреждение катализатора происходит вследствие блокировки его активных центров, или, проще говоря, по причине его загрязнения.

 

С введением более жестких экологических норм возросли и требования к моторным маслам, обеспечивающим работу современных двигателей на должном уровне. Это, в свою очередь, привело к выделению масел, обеспечивающих надежную и безопасную работу транспорта, оснащенного дорогостоящим, но необходимым для достижения экологических норм оборудованием, в особый отдельный класс С.

 

Табл.2 . С: Классификация масел для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей с системами нейтрализации отработавших газов.

 

С1 - Масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и фургонов, оборудованных катализатором TWC *, DPF ** и требующих применения снижающих трение, малозольных (SAPS***), маловязких масел с вязкостью при высоких температурах и скоростях сдвига выше 2.9 мПа*с. Такие масла обеспечивают продление ресурса катализатора нейтрализации отработавших газов типа TWC и фильтра DPF и обеспечивают топливную экономичность двигателя. Внимание: масла, имеющие данную классификацию, имеют наименьшее содержание фосфора и серы, а также обладают максимально низкой зольностью. Могут быть непригодны для некоторых двигателей. При применении необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации техническими справочниками

 

С2 - Масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и фургонов, оборудованных TWC*, DPF** и допускающих применение снижающих трение, малозольных, маловязких масел с вязкостью при высоких температурах и скоростях сдвига выше 2,9 мПа*с. Такие масла обеспечивают продление ресурса катализатора и фильтра и обеспечивают топливную экономичность двигателя. Внимание: масла, имеющие данную классификацию, могут быть непригодны для некоторых двигателей. При применении необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации техническими справочниками.

 

С3 - Масла, обладающие повышенной стойкостью к деструкции. Предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей и фургонов, оборудованных TWC* и DPF**. Такие масла продлевают срок эксплуатации TWC и DPF оборудования. Внимание: масла, имеющие данную классификацию, могут быть непригодны для некоторых двигателей. При применении необходимо руководствоваться инструкциями по эксплуатации техническими справочниками.

 

*TWC - Three Way Catalyst - трехкомпонентный каталитический нейтрализатор

 

**DPF - Diesel Particular Filter - фильтр твердых частиц выхлопа дизельных двигателей ***SAPS - Sulphated Ash, Phosphorus, Sulphur - масла с ограниченным содержанием зольных элементов, фосфора и серы

 

Некоторые изменения в 2004 году претерпела и Европейская классификация моторных масел для грузовых автомобилей: появились новые категории - E6 и E7, удалены категории E3 и Е5. Категорию Е3 «поглотила» категория Е4, изначально обеспечивающая более надежную работу высокофорсированных дизелей в тяжелых условиях работы и отвечающая требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 по эмиссии токсичных веществ и экономичности работы двигателя (напомним, что масла категории Е3 отвечали требованиям лишь Евро-1 и Евро-2). Категория Е5 «перешла» в категорию Е7 с некоторым изменением требований к противоизносным свойствам масел. Введена новая категория Е6, специально разработанная для двигателей, работающих на низкосернистом топливе, и оборудованных фильтром твердых частиц выхлопа, и требующих использования малозольных масел с ограниченным содержанием фосфора и серы.

 

Для оценки свойств масел категорий Е6 и Е7 введен новый метод оценки противоизносных свойств цилиндро-поршневой группы - Mack T-10 (вместо Mack T-9), использующийся для оценки масел категории API CI-4 . Таким образом, категории ACEA Е7 и API CI-4 «приравнены».

 

Табл.3 . E: Классификация масел для дизельных двигателей грузовых автомобилей.

 

E2 - Предназначены для широкого применения в дизелях без наддува и с турбонаддувом, устанавливаемых на грузовые автомобили, работающие в средних и тяжелых условиях, и, как правило, с нормальным интервалом между сменами масла.

 

Е4 - Стойки к деструкции, обеспечивают отличную чистоту поршней, эффективно снижают износ и препятствуют росту вязкости масла при накоплении сажи в процессе эксплуатации, стойки к старению. Предназначены для высокофорсированных дизелей грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях. Могут работать с увеличенными интервалами между сменами масла, согласно рекомендациям изготовителей дизелей. Разработаны для использования в двигателях, не оборудованных фильтром твердых частиц выхлопа; для некоторых двигателей с системой рециркуляции отработавших газов (EGR); для некоторых двигателей, оборудованных селективным катализатором нейтрализации отработавших газов NOx (SCR NOx reduction system). Необходимо принять во внимание, что могут существовать некоторые различия между рекомендациями автопроизводителей. Следуйте рекомендациям автопроизводителей и сервисным документам.

 

E6 - Стойки к деструкции, обеспечивают отличную чистоту поршней, эффективно снижают износ и препятствуют росту вязкости масла при накоплении сажи в процессе эксплуатации, стойки к старению. Предназначены для высокофорсированных дизелей грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях. Могут работать с увеличенными интервалами между сменами масла, согласно рекомендациям изготовителей дизелей. Разработаны для использования в двигателях, оборудованных системами рециркуляции отработавших газов (как с фильтром твердых частиц выхлопа, так и без); для двигателей, оборудованных селективным катализатором нейтрализации отработавших газов NOx (SCR NOx reduction system). Именно категория Е6 удовлетворяет требованиям двигателя, оборудованного фильтром твердых частиц выхлопа, и работающем на малосернистом топливе (максимум 50 ppm). Необходимо принять во внимание, что могут существовать некоторые различия между рекомендациями автопроизводителей. Следуйте рекомендациям автопроизводителей и сервисным документам.

 

Е7 - Стойки к деструкции, обеспечивают особо высокую чистоту поршней, предотвращают полировку цилиндров, износ и образование отложений в турбокомпрессоре; уменьшают рост вязкости от накопления сажи; стойки к старению. Предназначены для высокофорсированных дизелей грузовых автомобилей, удовлетворяющих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 по эмиссии токсичных веществ и работающих в особо тяжелых условиях. Могут работать с увеличенными интервалами между сменами масла, согласно рекомендациям изготовителей дизелей. Разработаны для использования в двигателях без фильтров твердых частиц выхлопа, для большинства двигателей, оборудованных системой рециркуляции отработавших газов и селективным катализатором нейтрализации отработавших газов NOx (SCR NOx reduction system). Необходимо принять во внимание, что могут существовать некоторые различия между рекомендациями автопроизводителей. Следуйте рекомендациям автопроизводителей и сервисным документам.

 

SCR - Selective Cataltic Reduction  - селективный катализатор отработавших газов

 

EGR - Exhaust Gas Recirculation - система рециркуляции отработавших газов