Можно ли лить ATF вместо PSF? Алгоритм замены жидкости ГУР замещением.
В среднем интервал замены жидкости ГУР составляет 30-40 тыс. км, либо раз в 2 года при нормальной эксплуатации и 15-20 тыс. км, либо раз в год при повышенных нагрузках. Как и в случае с трансмиссионными маслами, если жидкость ГУР потемнела, значит следует задуматься о замене. Оценить цвет можно визуально, открыв бачок, либо дополнительно опустив чистую полоску бумаги.
Есть отдельный класс жидкостей, которые производители рекомендуют применять для заливки в гидроусилитель руля - PSF (Power Steering Fluid) и они еще делятся по производителям и брендам - то есть сложностей довольно много. С другой стороны, в описаниях масел GT OIL для автоматических коробок: GT ATF Dexron VI Plus, GT ATF SP-IV, GT ATF Type III, GT ATF Type IV Multi Vehicle есть отдельный пункт в блоке применение: "возможно использовать в гидросистемах рулевого управления". На просторах автомобильного сообщества Drive 2 было найдено следующее разъяснение, которое показалось нам весьма доходчивым и полезным, поэтому, с разрешение автора, копируем его текст:
Жидкости для гидроусилителя. Несмотря на приставку «гидро» в усилителе рулевого управления используется не вода, а различные виды масел. Решают они несколько задач:
- Являются рабочей средой, давление в которой обеспечивает усиление рулевого воздействия;
- Обеспечивают смазку деталей системы и уменьшают скорость износа поверхностей трения;
- Благодаря эффективному отводу тепла снижают вероятность перегрева;
- Защищают детали системы коррозии.
Функционально жидкости ГУР близки к используемым в автоматических коробках передач. Пожалуй, единственным отличием является способность смазочных материалов АКПП создавать для фрикционов повышенные значения трения покоя.
Фактически, даже пакеты присадок в этих маслах выглядят аналогично и содержат:
- Добавки, снижающие трение пар (металла по металлу, резине и каучукам, полимерам, в особенности, фторопласту).
- Вещества, стабилизирующие вязкость.
- Присадки, оказывающие антикоррозионное воздействие.
- Компоненты, улучшающие непосредственно качеств основы при различных условиях – противоокислительные и противопенные, красители и пр.
В ATF (Automatic Transmission Fluid) вводятся дополнительно присадки, противодействующие проскальзыванию и износу фрикционов коробки передач. Из-за необходимости использовать для фрикционов из разных материалов строго определенных веществ в составе масла появился огромный ассортимент смазок для АКПП.
Следует отметить, что такая незначительная разница в составах PSF (для гидроусилителей) и ATF (для коробок-автоматов) позволяет говорить о возможности использования последних для заливки в ГУР. Дополнительные присадки, ввиду отсутствия фрикционов, значительного влияния на работу механизма не оказывают. Такое положение учитывают, например, японские автопроизводители, которые применяют в рулевом управлении те же масла, что и в автоматических коробках.
Иной подход у европейских автоконцернов. Они настаивают на использовании в гидроусилителях специализированных жидкостей, причем оригинальных, однозначно определенных для каждой модели авто. Иначе как попыткой привязать к себе покупателя это не назовешь – все механизмы системы отлично функционируют при заливке любых, подходящих по техническим характеристикам.
Алгоритм замены жидкости ГУР
Далее автор описывает процесс замены жидкости ГУР в своем автомобиле Hyundai Solaris. Менял методом замещения.
Алгоритм:
- Заглушили двигатель, отвели плоскогубцами хомуты с посадочных мест на обоих шлангах.
- Откачали шприцем с расширительного бачка максимально возможное количество жидкости.
- Сняли верхний шланг, заглушили болтом.
- Сняли нижний шланг, вставили в прозрачную емкость.
- Сняли бачок, помыли внутри и почистили от грязи, поставили обратно.
- Подняли на подъемнике.
- Залили свежую жидкость в бачок до максимального уровня.
- Крутили руль до упора влево, крутили руль до упора вправо.
- Слили с емкости откачанную жидкость, проверили на цвет и прозрачность. Чтобы не завоздушить систему при прогоне, нужно всегда поддерживать уровень жидкости в бачке.
- Выполняли п.7-9, пока жидкость полностью не заместится.
- Надели шланги, поставили хомуты.
- Запустили двигатель, прогрели, долили до уровня.
На всё ушло примерно 2 литра, точно тут не скажешь, у железной тары мерной шкалы нет.
После замены руль стал лёгким, как работает насос ГУР не слышно, в общем красота!