Что такое SAE
В настоящее время единственной признанной в зарубежных странах системой классификации автомобильных моторных масел по вязкости является спецификация SAE J300. SAE - это аббревиатура Общества Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers).
Степени вязкости SAE для моторных масел (SAE J300 APR97)
Степени вязкости |
Низкотемпературная вязкость |
Высокотемпературная вязкость |
|||
Проворачиваемость |
Прокачиваемость |
Вязкость при 100С, мм2/с |
Вязкость при 150С и скорости сдвига 10^6, c^-1, мПа*с, не менее |
||
Максимальная вязкость, мПа*с |
min |
max |
|||
при темп.* |
при темп.** |
||||
0W |
3250 при -30С |
60000 при -40С |
3,8 |
|
|
5W |
3500 при -25С |
60000 при -35С |
3,8 |
|
|
10W |
3500 при -20С |
60000 при -30С |
4,1 |
|
|
15W |
3500 при -15С |
60000 при -25С |
5,6 |
|
|
20W |
4500 при -10С |
60000 при -20С |
5,6 |
|
|
25W |
6000 при -5С |
60000 при -15С |
9,3 |
|
|
20 |
|
|
5,6 |
<9,3 |
2,6 |
30 |
|
|
9,3 |
<12,5 |
2,9 |
40 |
|
|
12,5 |
<16,3 |
2,9*** |
40 |
|
|
12,5 |
<16,3 |
3,7**** |
50 |
|
|
16,3 |
<21,9 |
3,7 |
60 |
|
|
21,9 |
<26,1 |
3,7 |
Примечание: 1 сСт=1мм2/с
* При запуске холодного двигателя, вязкость проворачивания измеряется на вискозиметре ССS;
** В отсутствие напряжения сдвига, измеряется на вискозиметре MRV;
*** Для масел SAE 0W-40, 5W-40 и 10W-40;
****Для масел SAE 40, 15W-40, 20W-40 и 25W-40 вязкости SAE для моторных масел (SAE J300 APR97)
Вязкость масла - это основной показатель качества, который является общим для всех масел. Для двигателя или любого другого механизма необходимо применять масла с оптимальной вязкостью, величина которой зависит от конструкции, режима работы и степени износа, температуры окружающей среды и других факторов.
Стандартные ряды вязкости: зимний ряд: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W; летний ряд: SAE 20, 30, 40, 50, 60.
Всесезонные (multigrade) масла, состоят из комбинации зимнего и летнего ряда разделенные знаком «тире» (например, SAE 10W-40)
Степени вязкости масел для механических трансмиссий (SAE J306 JUL98)
Степень вязкости по SAE |
Максимальная температура при вязкости 150 000 сП, С |
Вязкость при 100С, мм2/с |
|
min |
max |
||
70W |
-55 |
4,1 |
- |
75W |
-40 |
4,1 |
- |
80W |
-26 |
7,0 |
- |
85W |
-12 |
11,0 |
- |
80 |
- |
7,0 |
<11,0 |
85 |
- |
11,0 |
<13,5 |
90 |
- |
13,5 |
<24,0 |
140 |
- |
24,0 |
<41,0 |
250 |
- |
41,0 |
- |
Примечание: 1 сСт=1мм2/с
SAE J 306 C классифицирует трансмиссионные масла следующим образом: 70W, 75W, 80W, 85W, 80, 85, 90, 140 и 250. Буква W (winter) означает, как и в маслах моторной группы, что вязкость определена при низких температурах, т.е. масло предназначено для эксплуатации в зимнее время. При указанных в таблице минусовых температурах вязкость масел должна быть в пределах 150000 сП (Санти-пуазов). Кроме того, масло должно соответствовать определенным минимальным требованиям при 100С. Маркировка вязкости без буквы W - 85, 90 и т.д. говорит о принадлежности к летнему сорту. Для масел других классов SAE предельные характеристики вязкости в Санти-стоксах (сСт) определены при температуре 100С. Довольно широкое признание получили всесезонные трансмиссионные масла, в маркировку которых введены два обозначения - зимнее 75W, 80W и т.д. и летнее 85, 90 - например, 75W-90 или 80W-90. Чтобы исключить нецелесообразную процедуру замены масел каждые полгода, автопроизводители рекомендуют использовать трансмиссионную «всесезонку».