О смазочных материалах
Реализация технико-экономического потенциала автомобиля, заложенного в двигателе и трансмиссии, возможна только при использовании смазочных материалов того же поколения, полностью соответствующих по эксплуатационным свойствам их конструкционным особенностям и условиям работы.
Выбор оптимального смазочного материала в условиях современного рынка осложняется обилием ассортимента и наличием нескольких систем классификации и маркировки (АРI, АСЕА, ССМС, ILSАС, SАЕ, ГОСТ). Затруднения возникают также и в результате применения разнообразной терминологии при описании состава и свойств смазочных материалов.
Смазочные материалы это вязкие, жирные жидкости или пасты, предназначенные для снижения трения и износа трущихся поверхностей. В большинстве случаев это масла, получаемые переработкой нефти (минеральные масла), путем синтеза (синтетические масла), или густые пластичные смазки.
Масла в промышленности и на транспорте применяются для выполнения различных функций и на этой основе делятся на:
- смазочные масла для смазки трущихся деталей;
- гидравлические жидкости для передачи давления и мощности;
- масла для теплообменников, переносящие тепловую энергию;
- технологические масла;
- энергетические масла для электроизоляционных и др. целей;
- защитные (консервационные) масла;
- белые масла для медицинских, пищевых, и парфюмерных производств;
- масла другого назначения.
Обычно масло выполняет не одну, а несколько функций одновременно. Например, моторное масло не только смазывает, но также охлаждает и очищает детали двигателя. В каждом случае масло должно обладать комплексом свойств, оптимально соответствующих конкретному назначению.
В отношении области применения в технике масла делятся на две большие группы:
- масла для транспортных средств;
- индустриальные масла.
Масла для транспортных средств подразделяются на:
- автомобильные (автотранспортные);
- авиационные;
- судовые или морские;
- тепловозные и др.
Такая классификация удобна тем, что определяет круг потребителей, для которых ассортимент масел является специфическим. Однако некоторые масла применяются в нескольких группах, многие свойства определяются одинаковыми методами и выражаются через одни и те же показатели.
Смазочные материалы, как и другие современные промышленные материалы, состоят из основного, базового материала, в данном случае - базового масла и активных добавок - присадок улучшающих его функциональные свойства.