Масла для электромобилей: спецификации, особенности

Спецификации и популярные масла для электрических и гибридных автомобилей

Гибридные автомобили

Спецификации масел для гибридных автомобилей

Гибридные автомобили, такие как Toyota Prius, LiXiang L9 или L7, Voyah Free, Nissan Note или Hyundai Ioniq, используют как бензиновый двигатель внутреннего сгорания (ДВС), так и электродвигатель. Для их ДВС важны высокоэффективные моторные масла, которые способны поддерживать работу двигателя в специфических условиях. 

Основные требования к маслам для гибридов:

  1. Высокая топливная экономичность: Масла с низкой вязкостью (например, 0W-20) снижают трение и помогают увеличить экономию топлива. Это особенно важно для гибридных автомобилей, так как их двигатели часто работают в условиях коротких циклов пуска/остановки.

  2. Термостабильность: Гибридные двигатели работают с большим количеством включений и отключений, что требует масла с высокой термостойкостью для предотвращения износа при нагреве и охлаждении двигателя.

  3. Снижение трения: Гибридные двигатели часто работают на низких оборотах, что делает важным наличие в масле присадок для снижения трения и увеличения долговечности компонентов.

  4. Совместимость с системами контроля выбросов: Современные масла должны быть совместимы с каталитическими нейтрализаторами и системами контроля выбросов, чтобы не нарушать работу этих систем.

Популярные масла для гибридных автомобилей:

  1. Toyota Genuine Motor Oil 0W-20: Разработано специально для гибридных автомобилей Toyota, это масло обеспечивает оптимальную защиту и производительность двигателя, снижая расход топлива и минимизируя выбросы.

  2. Mobil 1 Advanced Fuel Economy 0W-20: Синтетическое моторное масло с низкой вязкостью, которое помогает улучшить топливную экономичность и защищает двигатель от износа.

  3. Castrol EDGE 0W-20: Высококачественное синтетическое масло с технологией Fluid TITANIUM, которое адаптируется к условиям работы двигателя и защищает его даже в экстремальных условиях.

  4. GT Urban C5 0W-20: Маловязкое моторное масло с выдающимися энергосберегающими характеристиками, низким коэффициентом трения и очень низкой ( ≥ 2,6 мПа ) вязкостью HTHS (вязкость при высокой температуре и высокой скорости сдвига).

Масло для электромобиля Nissan Leaf

Электрические автомобили и специфика применяемых в них масел

Полностью электрические автомобили, такие как Tesla, Nissan Leaf, Zeekr, VolksWagen ID.4, Evolute  и другие, не используют ДВС, а значит, им не требуется моторное масло в традиционном смысле. Однако они используют различные смазочные материалы для трансмиссий и систем охлаждения электродвигателей. Этот класс автомобилей только начинает свое распространение среди массового потребителя и официальные институты и ассоциации автомобильных масел начали разрабатку нормативов жидкостей для электромобилей сравнительно недавно. Так, Американский институт нефти (API) только в текущем 2024 году начал работу над созданием спецификаций жидкостей для электрических транспортных средств. Остальные стандарты, такие как ACEA и ILSAC так же пока еще не заявили своих спецификаций для масел, применяемых в элеткромобилях, однако специальные жидкости для "электричек" все чаще повяляются у самых передовых производителей. Несмотря на то, что сами мгногре бренды электрокаров зачастую рекомендуют применять в редукторах своих автомобилей масла для автоматических коробок давно уже разработанного стандарта Dexron IV, производители масел вносят в имеющуюся у них рецептуру ряд усовершенстований, для того, чтобы учесть специфику применения жидкости в реудкторах авто с электрическим агрегатом. Так, например, GT OIL в мае 2024 года заявил об обновлении состава своих масел  GT ATF Dexron VI Plus в результате чего эта ATF идеально соответсвовует "электромобильным" и "гибридным" требованиям ведущих проихводителей EV (Electric Vehicle). Разработки в этом направлении привели к появлению специальной жидкость для редукторов и трансмиссий электро и гибридных автомобилей у этого производителя - GT Electro Trans EV.

Основные требования к смазочным материалам для электрических автомобилей:

  1. Диэлектрические свойства: Электромобили используют масла и жидкости, которые обладают хорошими изоляционными свойствами, чтобы не нарушать работу электромагнитных компонентов.

  2. Теплопроводность: Электродвигатели генерируют тепло, которое необходимо эффективно рассеивать для предотвращения перегрева. Специальные охлаждающие жидкости обеспечивают стабильную работу системы.

  3. Экологичность: Электромобили ориентированы на снижение вредного воздействия на окружающую среду, поэтому многие производители выбирают экологичные, биоразлагаемые и нетоксичные жидкости.

Популярные смазочные материалы для электромобилей:

  1. Tesla G-48 Coolant: Специальная охлаждающая жидкость, разработанная для электромобилей Tesla. Обеспечивает защиту от перегрева и эффективное охлаждение системы.

  2. Shell E-Fluids: Линейка смазочных материалов для электромобилей от Shell, включающая трансмиссионные масла и охлаждающие жидкости, которые улучшают эффективность работы и увеличивают срок службы систем.

  3. Mobil EV Therm Fluid: Охлаждающая жидкость для электромобилей, которая помогает поддерживать оптимальную температуру электродвигателей и батарейных систем, снижая риск перегрева.

  4. GT Electro Trans EV: Трансмиссионная жидкость для редукторов и трансмиссий электро и гибридных автомобилей. Отвечает последним требованиям крупнейших автопроизводителей Европы, Китая, Америки и Японии.

Трансмиссионные масла для электромобилей

Трансмиссионные масла, применяемые в электрических легковых автомобилях, отличаются от традиционных смазочных материалов, используемых в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, так как у электромобилей нет традиционной коробки передач или дифференциала. Тем не менее, трансмиссионные жидкости необходимы для обеспечения эффективной работы электроприводов, редукторов и других компонентов.

Основные функции трансмиссионных масел в электромобилях:

  1. Смазка: Электродвигатели и редукторы требуют смазки для уменьшения трения между движущимися частями, что снижает износ и продлевает срок службы компонентов.
  2. Охлаждение: Электромоторы и другие компоненты выделяют тепло при работе, и трансмиссионные жидкости помогают отводить это тепло, предотвращая перегрев.
  3. Защита от коррозии: Современные масла включают в себя антикоррозионные добавки, которые защищают металлические поверхности от воздействия влаги и окисления.
  4. Электрическая изоляция: Некоторые жидкости могут также выполнять роль изолятора, предотвращая нежелательные токи между электрическими компонентами.

Особенности трансмиссионных масел для электромобилей:

  1. Высокая термостойкость: Электродвигатели и редукторы могут работать при высоких температурах, что требует от масла способности сохранять свои свойства при экстремальных условиях.
  2. Низкая вязкость: Жидкости должны быть менее вязкими, чем традиционные трансмиссионные масла, чтобы уменьшить внутренние потери на трение, что улучшает общую энергоэффективность электромобиля.
  3. Отсутствие необходимости в маслах для коробок передач: Электромобили не нуждаются в смазке для традиционных механических коробок передач, поскольку в большинстве случаев используются односкоростные редукторы.
  4. Низкое пенообразование: Пенообразование может снижать эффективность охлаждения и смазки, что критично для высокоскоростных и высокотемпературных электрических компонентов.

Разработка и будущее масел для электромобилей:

Поскольку электромобили становятся всё более распространёнными, производители масел уделяют повышенное внимание созданию специализированных продуктов для электромобилей. Эти продукты разрабатываются с учётом особенностей электрических трансмиссий, включая работу в высокочастотных полях, где требования к маслам ещё строже.

В целом, трансмиссионные масла для электромобилей играют ключевую роль в обеспечении надежной и долговечной работы всей силовой установки, обеспечивая смазку, охлаждение и защиту электродвигателей и других ключевых компонентов.