Вариатор: принцип работы, история, масло GT CVTF Multi
Автоматические коробки с бесконечным количеством передач CVT
Как же они устроены?
Основа этой передачи два конических шкива и металлический ремень или цепь между ними. входной шкив двигает ремень, а ремень в свою очередь вращает выходной шкив. Зазор между конусами определяет рабочий диаметр шкивов. Конусы вариатора, не цельные как было раньше, но имеют сдвижные половинки. Если шкив сдвинут, а ремень вращается по большому диаметру, получается максимальное передаточное число, что соответствует первой передаче. Далее сдвигая шкив, можно максимально плавно уменьшать передаточное число, то есть максимально плавно переключать скорости (хотя их и нет), но передаточные числа соответствуют скоростям в обыкновенной автоматической коробке.
Когда ведущий шкив раздвинут максимально, ремень крутится по малому диаметру, опираясь гранями на его поверхность, это своеобразная пятая – шестая передача
Этот простой механизм и показывает основной принцип работы CVT!
Все это делает вариатор (CVT), очень эффективным звеном, между двигателем и колесами. Ведь здесь передается максимальное КПД, потому как передача крутящего момента от двигателя – трансмиссии – колесам, здесь жесткая, то есть передается механическими усилиями, а не давлением масла.
Что может ломаться в таких коробках?
Вариатор очень требователен к обслуживанию. Как регламентируют некоторые производители масло меняется раз в 60 – 80 000 километров, а в тяжелых условиях и чаще. ДЕЛАТЬ ЭТО СТОИТ ВСЕГДА! Потому как если вы не замените масло, то начинают проявляться проблемы и здесь они далеко не «детские».
- Например забивается отложениями гидроблок, и масляный насос не может нагнетать нормальное давление.
- От этого валы не могут нормально зажать или разжать ремень, он начинает в них пробуксовывать.
- Когда буксует ремень, он очень сильно изнашивается. При высоких износах он может порваться. И тогда коробка может быть серьёзно разрушена!
Вот к чему может привести неправильное техническое обслуживание
Немного об истории CVT
Принцип бесступенчатой трансмиссии изобрел еще Леонардо Да Винчи, аж в 1490 году, только внедрить его в массы он не смог, у него попросту не было такого двигателя внутреннего сгорания, которым обладают современные автомобили. Однако принцип двух конусов направленными в разные стороны сужающимися частями и натянутым между ними ремнем, предложил именно Да Винчи, такие конструкции применялись на мельницах, это уже и был примитивный вариатор. Далее про эту систему как-то забывают и только в начале 19 го века, принцип начинают применять в промышленных редукторах, но до автомобильного варианта, еще далеко.
Первой бесступенчатой трансмиссией современного автомобиля стала DAF Variomatic [3] Её создал голландский инженер Хуберт ван Доорн основатель DAF. По сравнению с дорогими автоматическими коробками имеющими только три ступени это был прорыв. Эта трансмиссия устанавливалась на автомобиль DAF 600 с двигателем небольшого объёма - 0,59 литра. выпускался он в 1959-1963гг
В 1975 году легковое подразделение DAF было продано концерну VOLVO и унаследовав патент компания VOLVO устанавливала CVT коробки на Volvo 3 серии.
С 1984 года новое поколение вариаторов Transmatic клиновые вариаторы с цепным приводом были запущены в массовое производство Ford и FIAT (Ford Fiesta, FIAT Uno). В то же время Subaru наладило производство своей CVT Lineartronic, которую поставляло и поставляет другим автопроизводителям. Это всё были малолитражки.
Только в конце 1990-х годов вариаторы начали устанавливать и на машины среднего класса с двигателями более 2,5 литра, взамен традиционных гидромеханических АКПП. Самые распространенные AISIN TOYOTA и JATCO NISSAN
Масло в вариаторе несет на себе множество функций. А работает при этом в очень тяжелых условиях. Основные функции масла для вариатора:
- защита от трения металла о металл
- защита от проскальзывания ремня о шкивы
- привод гидравлики вариатора
- охлаждение вариатора во время эксплуатации
- предотвращение вспенивания жидкости
- содержание деталей вариатора в чистоте
- защита деталей от коррозии.
Универсальное масло для вариаторов GT CVTF Multi справляется с этими функциями
GT CVTF Multi обеспечивает полную защиту трансмиссии при низких температурах, защиту от шлама в трансмиссии, максимально повышая производительность. GT CVTF Multi – это высококачественное масло, превосходящее большинство современных спецификаций OEM.
Преимущества:
- Превосходные антивибрационные свойства: максимальный комфорт вождения.
- Повышенный запас прочности: более длительный срок службы и увеличенный интервал обслуживания и защита деталей
- Надёжная защита от износа всех элементов вариатора.
Применение: Универсальное масло для большинства автоматических коробок передач с плавно изменяемым передаточным числом (CVT), с цепным или ременным вариатором.
Но есть и ограничения в примение данного продукта
Не рекомендуем применять
1.в вариаторах с сухим типом ремня,
2.EXTROID NISSAN, то она встречается очень редко в России. Система предназначена для моторов мощностью в 280–300 л.с., а вместо клинового ремня используются торы, применяются жидкости CVT KTF1 Nissan, Lineartronic, Subaru, CVT с гидротрансформатором, Ecotronic Ford
3.в гибридных CVT
Новое поколение вариаторных коробок Toyota Direct-Shift CVT
Механико-вариаторный гибрид, призванный побороть главную проблему вариатора — проблемы со стартом. Состоит из вариатора и стартовой зубчатой передачи. Последняя работает в самых сложных для вариатора режимах — старте и вытаскивании из грязи.
4. e-CVT (планетарно-электрический «вариатор» гибридных автомобилей)
CVT, установленная на автомобиле Toyota Prius, разработчики назвали PSD (Power Split Device, устройство распределения мощности, японцы называют эту трансмиссию «трёхходовая муфта»). Применяется DEXRON VI
5. В традиционных АКП с гидротрансформатором
Спецификации и рекомендации:
Физико-химические свойства
По своим физико-химическим свойствам GT CVTF Multi соответствует ряду оригинальных OEM продуктов
- Toyota CVTF TC
- Toyota CVTF FE
- Nissan NS-1,2,3
- Honda HMMF(without starting clutch)
- HCF2 (Honda Z-1) (CVT model, without starting clutch)
- Mitsubishi SP-III, Mitsubishi CVTF-J1, Mitsubishi CVTF-J4 and -J4+
- Mazda JWS 3320
- Subaru ECVT, Subaru iCVT/iCVT FG(Nissan NS-2), Subaru Lineartroincs Chain CVT/HT Chain CVT
- Daihatsu Ammix CVT DFE, Daihatsu Ammix CVT DC
- Suzuki CVTF TC, Suzuki NS-2, Suzuki CVTF3320, Suzuki CVTGreen 1&2
- Hyundai SP-III (CVT Model)/CVT-J1
- Chrysler Jeep NS-2/CVTF +4
- GM DEX CVT
- Mini Cooper EZL799/83 22 0 136 376/83 22 0 429 154
- Audi Multitronic Chain CVT
- Ford CFT or CVT 30 or WSS-M 2C933A(Chain type, Ford CFT or CVT 23 or WSS-M 2C928A, Ford MERCON® C MB 236.20 Punch CVT
Рекомендуется для применения в автомобилях американских, японских, корейских и европейских марок: Toyota, Lexus, Nissan, Infiniti, Honda, Acura, Mazda, Mitsubishi, Suzuki, Daihatsu, Subaru, Hyundai, Kia, GM, Chrysler, Ford, Renault, FIAT, Mini, концерна VW
Достаточно широкий диапазон применения позволяет успешно использовать это моторное масло в самых распространенных моделях автомобилей российского рынка