Как стареет моторное масло в зависимости от условий эксплуатации

В процессе эксплуатации автомобиля моторное масло неизбежно подвергается изменениям. В моторное масло неизбежно попадают различные  примеси, вода, продукты окисления, образованные при сгорании топлива или при окислении базового масла и присадок. Скорость окисления масла напрямую зависит от форсированности двигателя.

Причины изменения рабочих свойств моторного масла

Повлиять на надежность работы двигателя могут изменения моторного масла, как количественные, так и качественные.

Количественные изменения моторного масла могут происходить при  испарении легких фракций базового масла, при потерях в камере сгорания и  утечке через уплотнения.

Основные процессы, происходящие с моторным маслом в процессе его эксплуатации

Качественные изменения вызваны как внешними загрязнениями пылью, водой, продуктами сгорания топлива, так и внутренними загрязнениями – продуктами окисления, разложения и полимеризации базового масла и присадок. Загрязненное моторное масло становится причиной образования смоляных отложений в канавках и на поршневых кольцах. Дренажные отверстия маслосъёмных колец и поршней также могут покрываться углеродистыми отложениями и кольца защемляются в канавках, что может приводить к заклиниванию поршневых колец.

Отложения на поршне

Не все примеси, попадающие в моторное масло, могут удерживаться моющее-диспергирующими присадками, в случае большого количества загрязнений они могут образовывать нерастворимые отложения в масляных каналах и магистралях, что в недалекой перспективе снижает надёжность и долговечность работы двигателей.

Высокотемпературные отложения образуются в виде лаков и нагаров при работе двигателя на нагретых до высокой температуры деталях.

Низкотемпературные отложения образуются в виде мазей и шламов и как правило образуются вследствие неполного сгорания топлива, которое часто происходит из-за того,  что камера сгорания забита отложениями, при этом резко ухудшается процесс сгорания, топливо сгорает не полностью.  Запах бензина у отработавших газов явный признак неполного сгорания.  

Двигатель подвергается действию  различных факторов, которые можно разделить на эксплуатационные, климатические и конструкционные. Эти факторы в большинстве случаев и оказывают влияние на старение моторных масел и во многом на техническое состояние двигателя.

1.Эксплуатационные факторы.

Наибольшое влияние на изменение свойств моторных масел оказывают режимы эксплуатации автомобилей. 

Автомагистраль крейсерский режим

Автомагистраль крейсерский режим

Моторное масло работает в оптимальном температурном режиме при движении по автомагистрали, поэтому конденсации топлива и влаги в масле не происходит. Это наиболее «щадящий» режим и для двигателя и для моторного масла. 

Городской режим эксплуатации (режим «Старт/Стоп»)

В результате частой работы двигателя на холостом ходу, моторное масло не успевает прогреться до рабочей температуры, при которой из масла  испаряются, накапливающихся влага и топливо. Это может привести к коррозии деталей и образованию отложений. 

Дорожные пробки

Дорожные пробки

Регулярная езда в дорожных пробках может вызвать повышение тепловой нагрузки на двигатель, раннее старение моторного масла.

Тяжелые условия эксплуатации:

Буксировка или перевозка пассажиров: двигатель перегруженного транспортного средства подвергается дополнительным нагрузкам, что требует от масла повышенного уровня защиты.

Высокоскоростной режим эксплуатации (спортивный)

Частые ускорения и высокоскоростная езда требуют повышенной защиты двигателя, поскольку приводят к повышению температуры и уменьшению вязкости моторного масла.

Качество топлива так же влияет на состояние масла

Качество топлива:  использование низкокачественного топлива может привести к попаданию в масло химически активных соединений, приводя к загрязнению масла, ускоренному процессу его старения и образованию отложений

Продленные интервалы замены масла: многие производители автомобилей рекомендуют продленные интервалы замены масла. Это предъявляет дополнительные требования к качеству масел, так как они должны дольше сохранять запас эксплуатационных свойств

2. Климатические условия

Холодная погода: при низкой температуре моторное масло загустевает, что затрудняет его циркуляцию в двигателе, требуя для смазывания и защиты важных деталей двигателя большего времени.

Жаркая погода: в условиях жары вязкость масла уменьшается, что может вызвать снижение защитных свойств.

Повышенная влажность воздуха: конденсирование влаги в масле приводит к формированию кислотных компонентов, которые могут вызвать коррозию металла и сократить срок службы масла.

Повышенная запыленность:  грязь и пыль, попадающие в масло, могут вызвать ускоренный износ трущихся частей двигателя

3. Конструкционные особенности двигателей.

Дизельные двигатели и двигатели с непосредственным впрыском: в моторном масле скапливаются частицы сажи, что может вызвать абразивный износ деталей двигателя в случае их агломерации.

Двигатели с турбонаддувом: в турбокомпрессоре возможно образование отложений под воздействием повышенных рабочих температур (до 850°C). Коксование низкокачественного масла в турбине может вывести ее из строя.

Дополнительно на состояние моторного масла в дизельных двигателях влияют следующие факторы:

  •  загрузка двигателя. Автомобиль эксплуатируется с максимальной загрузкой или часто возит грузы.
  •  качество применяемого топлива. В случае применения некачественного  топлива необходимо сократить интервал замены моторных масел.
  •  способ заправки,  условия хранения, топлива и моторного масла. При перепадах температур в ёмкостях может образовываться конденсат, приводящий к коррозии.
  •  режим обслуживания системы смазки и воздухоочистителя. В тяжелых условиях необходимо заранее менять моторные масла и фильтры включая воздушные.
  •  способ запуска двигателя в холодное время года и его техническое состояние. Двигатель запускается на холоде, в теплом гараже или применяется предпусковой подогреватель, новый двигатель или со значительным пробегом.

Резюме:

Выбор интервала замены моторного масла часто не простое дело, так как необходимо учитывать самые разные факторы и конструкцию и двигателя и погоду, и особенно то, как эксплуатируется автомобиль.

Лабораторный тест моторного масла

Да, любое моторное масло при эксплуатации стареет, но только высококачественные моторные  масла могут эффективно противостоять всем многочисленным угрозам. Важно в каком состоянии моторное масло  будет к окончанию срока эксплуатации. Ответить на этот вопрос может лабораторный анализ отработанного масла.