Как стареет моторное масло в зависимости от условий эксплуатации
В процессе эксплуатации автомобиля моторное масло неизбежно подвергается изменениям. В моторное масло неизбежно попадают различные примеси, вода, продукты окисления, образованные при сгорании топлива или при окислении базового масла и присадок. Скорость окисления масла напрямую зависит от форсированности двигателя.
Повлиять на надежность работы двигателя могут изменения моторного масла, как количественные, так и качественные.
Количественные изменения моторного масла могут происходить при испарении легких фракций базового масла, при потерях в камере сгорания и утечке через уплотнения.
Качественные изменения вызваны как внешними загрязнениями пылью, водой, продуктами сгорания топлива, так и внутренними загрязнениями – продуктами окисления, разложения и полимеризации базового масла и присадок. Загрязненное моторное масло становится причиной образования смоляных отложений в канавках и на поршневых кольцах. Дренажные отверстия маслосъёмных колец и поршней также могут покрываться углеродистыми отложениями и кольца защемляются в канавках, что может приводить к заклиниванию поршневых колец.
Не все примеси, попадающие в моторное масло, могут удерживаться моющее-диспергирующими присадками, в случае большого количества загрязнений они могут образовывать нерастворимые отложения в масляных каналах и магистралях, что в недалекой перспективе снижает надёжность и долговечность работы двигателей.
Высокотемпературные отложения образуются в виде лаков и нагаров при работе двигателя на нагретых до высокой температуры деталях.
Низкотемпературные отложения образуются в виде мазей и шламов и как правило образуются вследствие неполного сгорания топлива, которое часто происходит из-за того, что камера сгорания забита отложениями, при этом резко ухудшается процесс сгорания, топливо сгорает не полностью. Запах бензина у отработавших газов явный признак неполного сгорания.
Двигатель подвергается действию различных факторов, которые можно разделить на эксплуатационные, климатические и конструкционные. Эти факторы в большинстве случаев и оказывают влияние на старение моторных масел и во многом на техническое состояние двигателя.
1.Эксплуатационные факторы.
Наибольшое влияние на изменение свойств моторных масел оказывают режимы эксплуатации автомобилей.
Автомагистраль крейсерский режим
Моторное масло работает в оптимальном температурном режиме при движении по автомагистрали, поэтому конденсации топлива и влаги в масле не происходит. Это наиболее «щадящий» режим и для двигателя и для моторного масла.
Городской режим эксплуатации (режим «Старт/Стоп»)
В результате частой работы двигателя на холостом ходу, моторное масло не успевает прогреться до рабочей температуры, при которой из масла испаряются, накапливающихся влага и топливо. Это может привести к коррозии деталей и образованию отложений.
Дорожные пробки
Регулярная езда в дорожных пробках может вызвать повышение тепловой нагрузки на двигатель, раннее старение моторного масла.
Тяжелые условия эксплуатации:
Буксировка или перевозка пассажиров: двигатель перегруженного транспортного средства подвергается дополнительным нагрузкам, что требует от масла повышенного уровня защиты.
Высокоскоростной режим эксплуатации (спортивный)
Частые ускорения и высокоскоростная езда требуют повышенной защиты двигателя, поскольку приводят к повышению температуры и уменьшению вязкости моторного масла.
Качество топлива: использование низкокачественного топлива может привести к попаданию в масло химически активных соединений, приводя к загрязнению масла, ускоренному процессу его старения и образованию отложений
Продленные интервалы замены масла: многие производители автомобилей рекомендуют продленные интервалы замены масла. Это предъявляет дополнительные требования к качеству масел, так как они должны дольше сохранять запас эксплуатационных свойств
2. Климатические условия
Холодная погода: при низкой температуре моторное масло загустевает, что затрудняет его циркуляцию в двигателе, требуя для смазывания и защиты важных деталей двигателя большего времени.
Жаркая погода: в условиях жары вязкость масла уменьшается, что может вызвать снижение защитных свойств.
Повышенная влажность воздуха: конденсирование влаги в масле приводит к формированию кислотных компонентов, которые могут вызвать коррозию металла и сократить срок службы масла.
Повышенная запыленность: грязь и пыль, попадающие в масло, могут вызвать ускоренный износ трущихся частей двигателя
3. Конструкционные особенности двигателей.
Дизельные двигатели и двигатели с непосредственным впрыском: в моторном масле скапливаются частицы сажи, что может вызвать абразивный износ деталей двигателя в случае их агломерации.
Двигатели с турбонаддувом: в турбокомпрессоре возможно образование отложений под воздействием повышенных рабочих температур (до 850°C). Коксование низкокачественного масла в турбине может вывести ее из строя.
Дополнительно на состояние моторного масла в дизельных двигателях влияют следующие факторы:
- загрузка двигателя. Автомобиль эксплуатируется с максимальной загрузкой или часто возит грузы.
- качество применяемого топлива. В случае применения некачественного топлива необходимо сократить интервал замены моторных масел.
- способ заправки, условия хранения, топлива и моторного масла. При перепадах температур в ёмкостях может образовываться конденсат, приводящий к коррозии.
- режим обслуживания системы смазки и воздухоочистителя. В тяжелых условиях необходимо заранее менять моторные масла и фильтры включая воздушные.
- способ запуска двигателя в холодное время года и его техническое состояние. Двигатель запускается на холоде, в теплом гараже или применяется предпусковой подогреватель, новый двигатель или со значительным пробегом.
Резюме:
Выбор интервала замены моторного масла часто не простое дело, так как необходимо учитывать самые разные факторы и конструкцию и двигателя и погоду, и особенно то, как эксплуатируется автомобиль.
Да, любое моторное масло при эксплуатации стареет, но только высококачественные моторные масла могут эффективно противостоять всем многочисленным угрозам. Важно в каком состоянии моторное масло будет к окончанию срока эксплуатации. Ответить на этот вопрос может лабораторный анализ отработанного масла.